Сергей Козлов «Вид из окна»
Какой истории вы будете сочувствовать больше – фэнтези-рассказу о хрупкой девочке в лесу с чудовищами или реалистичной ситуации, где с героями вы себя ассоциируете, а опасность представляет ваше же сознание?
Начало нулевых. Обстановка в стране постепенно нормализуется, вчерашние «новые русские» становятся бизнесменами и людьми уважаемыми. Перед нами предстает обычный 40-летний мужчина. Непризнанный поэт, несостоявшийся муж и отец, средней руки преподаватель вуза. Когда-то он верил в победу коммунизма, светлое завтра, высшую цель существования. Теперь же герой осознает свою незначительность в этом мире. Он уходит от этой жизни, «обнуляется», следуя за объявлением в газете: некая женщина хочет купить одинокого мужчину. Его ничего не держит, он – житель областного центра – оказывается в Ханты-Мансийске волей судьбы. Она – успешная независимая бизнесвумен, глава холдинга, притягательная, но недоступная особа. Ее гложет одиночество. Читателю предстоит узнать, чего на самом деле нужно Вере Зарайской, так ли никчемен Павел Словцов, и выдержат ли осознания неизбежности смерти хоть какие-то идеалы.
Несмотря на прозаичность сюжета, «Вид из окна» наполнен загадочными стечениями обстоятельств: Павел и Вера встречаются благодаря объявлению в единственном экземпляре газеты; пуля, предназначенная для знакомого героини Юрия, попадает в Словцова, но ранит его несильно. Здесь символично практически все – от имен и фамилий героев до погоды за окном. Даже упоминание названия романа на протяжении сюжета дает поразмыслить над вопросами свободы, своего места в мире.
Персонажи много размышляют о человеке, смысле существования, ценности накопленного (точнее – ее отсутствии), одиночестве и любви. Как ни странно, идея произведения в том, что именно одиночество заставляет нас двигаться дальше, пересматривать жизнь. А любовь, как и положено ей, исцеляет раненую душу. Причем чувство это – многогранное: любовь ко второй половинке, к детям, родителям, окружающему миру, самому себе, высшим силам.
Автор не дает читателю заскучать благодаря динамичному сюжету, обилию диалогов, сюжетным поворотам и отсылкам. Однако некоторые явления жизни нулевых уже забылись, а места исчезли, и не все читатели вспомнят, что было во время действия романа (написан он в 2008 году). Порадовало небольшое количество персонажей – их нетрудно запомнить. Среди вымышленных героев – нефтяников, вахтовиков, рабочих – встретим знакомые лица, камео этого романа: писателей Дмитрия Мизгулина и Николая Коняева. Они тоже сыграют роль в судьбе Павла и Веры.
Если вы были в Ханты-Мансийске, то машинально последуете за героями: вот она, гостиница «Кристалл», здание «Ханты-Мансийского банка», «Югра-Классик», памятник Пушкину и Гончаровой, следом – «Гостиный двор», завернем и через Дом-музей Игошева к Югорскому государственному университету.
Роман «Вид из окна» – из тех, в которые вникаешь легко и быстро, к тому же за красивой оберткой скрывается не менее интересный смысловой посыл. Такое удачное сочетание заметили и киношники – сняли экранизацию этого романа «Жених по объявлению» в 2012 году с Анастасией Заворотнюк и Сергеем Астаховым в главных ролях. Не скрываю – книга лучше, но посмотреть все-таки можно. Первоисточник тепло встретили читающие: на LiveLib оценили книгу на 4,1 из 5; на «Лабиринте» – на 9,2 из 10.
Для меня «Вид из окна» стал продолжением знакомства с автором – первым произведением стала повесть «Скинькеды». Сергей Козлов не изменяет себе: книги все так же затрагивают «больные» места и поднимают острые личностные вопросы. Читать их – проводить время приятно и с пользой.
Вы можете найти роман «Вид из окна» на портале «Югра Литературная».