Вспоминаем нижневартовского писателя Амирсеита Даутбекова
Амирсеит Бекмурзаевич Даутбеков родился 16 августа 1946 года в Казахстане. Детство провел в поселке Подгорном, юношеские годы прошли при интернате в селе Первомаевка, Чимкентской области. В 1968 году окончил педагогический институт имени Н. В. Гоголя в Кзыл-Орде. Работал учителем физики, заместителем директора школы в городе Джамбул, Казахской ССР. В 70-е годы переехал в Западную Сибирь, проживал в Нижневартовске.
Литературным творчеством Амирсеит Даутбеков занялся в 1983 году. Поводом послужило желание воссоздать генеалогию своего рода. В 1994 году в газете «Варта» появилась первая публикация его прозы об охоте и рыбалке.
Рассказы Даутбеквова стали публиковать газета «Местное время», городские, окружные литературные сборники, альманахи «Самотлор», «Память», «Эринтур», а также областная газета «Тюмень Литературная». Эссе Амирсеита Бекмурзаевича представлены в краеведческом сборнике «Западная Сибирь. История и современность».
Книга «Золотой дождь» – это размышление автора об экологии и охране природы. Обладая феноменальной наблюдательностью, Амирсеит с крайней осторожностью описывал природу, замечая отдельные штрихи в общей массе.
«Вы когда-нибудь встречали рассвет на берегу Оби? Просыпались под пение птиц в лесу? Пробовали уху с комарами у костра? Нет?! Сказать, что вы многое потеряли в жизни, это значит, ничего не сказать».
«Постояв на том берегу реки, был очарован, слушая тихую музыку природы. Здесь игривый ветерок работал дирижером, вовсю старались смычковые – кузнечики и птички, литаврами послужил услышанный первый гром, а небо, цветы, трава и деревья стали декорациями».
«Городской романс» из книги «Золотой дождь».
Книга «Древо жизни. Генеалогия рода Кусирак» – это воссоздание автором истории своего рода, уходящей корнями к временам Чингизхана. Амирсеит Бекмурзаевич установил тридцать шесть поколений своих казахских прародителей. Писатель считал, что генеалогия – ключ к разгадке многих тайн, возрождение духовного, нравственного, биологического и генетического потенциала. В представленной генеалогии одного рода, как в частице мозаики, суммирована биография всего казахского народа.
«Он был не только моим другом, он был старшим братом и наставником. В нем сочеталось свобода казахской степи и красота северной тайги. И это давало возможность для творческого развития. Он был преданным, заботливым другом. Когда возникла мысль создать официальную казахскую диаспору, он дал совет – называть это содружество не диаспорой, а культурно-просветительским центром представителей народов Казахстана»,
– вспоминает Буркит Махутов, кандидат технических наук, доцент, проректор по развитию Нижневартовского гуманитарного университета.
В книгу А. Даутбекова «У северного костра» вошло около ста пятидесяти рассказов и все они о природе Югорского края. Щемящей тоской наполнены и его пейзажные зарисовки. В них и восторг от красоты северной природы, и философские размышления о жизни.
«Вода постоянно манит к себе, вызывая во мне волнующий душу трепет. Для меня водный мир всегда остается величественным, пленительным и почти таинственным. По-моему, это область бесконечных перемен, постоянно меняющихся форм: тихая и стремительная, бушующая и ласковая, утоляющая жажду и отравляющая жизнь.
Утолив жажду любопытства и познания тайги, я всегда останавливаюсь у реки или озера. Почему человек ставит свой дом у водоема? По-моему, ему нужна вода: живая, движущаяся, шепчущая какие-то страсти на перекрестках, обязательно меняющаяся в пространстве и времени. Именно у воды к человеку приходит спокойствие. Развожу костер, созерцая полет искр, наблюдая за игрой света и скачкой теней. Бешеный ритм жизни на короткое время замедляет свой бег, дает возможность немного передохнуть возле него»
Рассказ «Контрасты воды» из книги «У северного костра».
В 2009 году, уже после смерти Амирсеита Бекмурзаевича, была опубликована его книга «Вольная степь». В ней автор размышлял о вольных казахских просторах, родословной, самом себе, обо всем, что хранит понятие «Родина».
«Почти каждый год я бываю в краях, где родился и вырос. Говорю это не с элегическим вздохом, а с упрямой трезвостью. Никто и ничто меня не принуждает, но в душе и теле постепенно нарастают взрывные волны, которые буйствуют с начала зимы и до лета. Приходит время, а там и дорога до родных предгорий и к маленькому аулу, затерявшемуся среди холмистой местности у гор Алатау. Меня одолевает городская суета, многоголосый шум школы, тихие вечера на охоте или рыбалке на «северах», а вместе с этим упрямо тянет в края детства, в предгорья, чтобы защемило и затрепыхалось сердце».
Из книги «Вольная степь».
«Он видел каждую отдельную травинку и весь причудливый ландшафт, бурную речку Аксу, сайгаков и дроф, малые селенья и большие города, его взор занимали живая современность и давнее нашествие чужеземцев, едва не истребивших его народ»,
– говорит о литераторе Николай Смирнов, Председатель «Содружества писателей Нижневартовска.
Надежной опорой и помощницей для Амерсеита Даутбекова была жена – Зухра. Она становилась и первым читателем, и литературным критиком.
«Для меня всегда оставалось загадкой, откуда у босоногого мальчика, который жил в колхозе, такие творческие способности. В семье было тринадцать детей, не было ни обуви, ни одежды. С 5-го по 11-ый класс он учился в интернате, где кормили только селедкой и кислой капустой, но когда Амирсеит поступил в институт, открылись большие возможности – друзья, новые знакомства. И он приобщился к чтению книг. Тема родины идет незримой нитью по всем его произведениям. Он замечал и букашку, и ромашку, и одинокую в степи березку. Он всю свою энергию отдавал школе, воспитанию детей и писательству»,
– рассказывает Зухра Хафизовна.
Амирсеит говорил:
«Большое счастье отдавать себя детям, потому что я – учитель. Хороший или плохой, но учитель. Мне приятно встречаться со своими учениками, спустя годы. Они приходят увидеть меня или хотя бы улыбнуться, а я расточительно раздаю им свою душу, кладовые ума и сердца. Они заряжают духовной энергией, бодростью и уверенностью в правоте выбранной профессии учителя».
Амирсеит Бекмурзаевич был человек-праздник.
«Я каждый день, встречая людей, говорю: «Здравствуйте! С праздником!». И вижу в ответ лицо в недоумении: с чего это вдруг, ведь сегодня не праздник. Да, это праздник! Каждый день праздник, когда просыпаюсь и слышу, и вижу, и двигаюсь, и люблю, и страдаю от своих глупостей. Всевышний, спасибо! Я живой!»
Отрывок из послесловия «Всё равно спасибо» (книга «Вольная степь»).
Нижневартовский Пришвин – так говорили о писателе Даутбекове. О вещах, на первый взгляд, обыденных, он повествовал вдохновлено, с такой поэтической пронзительностью, что они обретали особую тональность.
«Построил дом, посадил дерево, вырастил сына, богат внуками. Все есть. Я горд тем, что успел сделать все»,
– говорил Амирсеит Бекмурзаевич.
Человек живет, пока о нем помнят. А Нижневартовск помнит своего писателя Амирсеита Даутбекова.
«Доброе утро, мой город! Как прошла твоя ночь? Ведь сегодня девятое марта, день твоего рождения. Просыпаясь рано утром, прежде всего, подхожу к окнам на восьмом этаже, смотрю на тебя, мысленно поздравляя с праздником. Слегка поддернутый утренним морозцем воздух играет на оставшихся от осени листьях медленный вальс марта. Уже миновали морозные дни, когда утром заворачивает уши и горят щеки от нещадного стужака с ветром…»
«Мой город» из книги «Золотой дождь».
Член Союза писателей России, Ветеран Труда, Почетный работник министерства образования Российской Федерации. Ушел из жизни в 2007г.
Книги Амерсеита Даутбекова «Древо жизни: генеалогия рода Кусирак», «Золотой дождь: миниатюры», «Золотой дождь», «Писатель в рабочей спецовке: очерк о Н. П. Смирнове», «У северного костра» есть в Центральной библиотеке им. М.К. Анисимковой в отделе краеведения.
Материал подготовлен отделом культурно-досуговой деятельности МБУ «Библиотечно-информационная система» г. Нижневартовск.