Как создается летопись родного края
Павел Павленко работает учителем истории и обществознания в лицее им. Г.В. Атякшева. Увлекшись с недавнего времени изучением собственной родословной, он смог заинтересовать исследовательской деятельностью и своих учеников. Под наставничеством опытного педагога школьники успешно выступают на краеведческих чтениях, реализуют проекты, участвуют в дискуссионном клубе, осваивая искусство риторики.
Павел Васильевич сам и вместе со своими учениками часто обращается к изучению своей малой Родины, истории поселков и городов Югры, улиц и памятных мест, людей, которые здесь когда-то трудились.
«В первую очередь все начинается с интереса к своим родным и близким. Задашься вопросом, а кем были твои родители, бабушка и дедушка, где они жили, чем занимались, и толком не знаешь, что сказать», – отмечает историк.
Ребята понимают сопричастность и взаимосвязь истории предков и страны, и хотят ее изучать.
«Например, когда мы готовились к юбилею лицея, то обратились к старым подшивкам газет, пролистали около пяти тысяч номеров и нашли 170 заметок – это фактически летопись школы, отраженная в периодической печати. Мы проанализировали эти публикации и увидели, как менялась их тематика, познакомились с воспоминаниями педагогов, фотоархивами – такая работа, несомненно, нужна».
«В документальных поисках нередко попадается материал, который не укладывается в рамки сухого повествования. Тогда и хочется писать рассказы и очерки, а порой, и стихи».
Для Павла поэтичность начинается, прежде всего, с вопроса «как». Как признаться в любви родному городу и не быть при этом банальным?
«На мой взгляд, любовь выражается через нечто близкое, через тот же цветочек возле дома. Любить все сразу очень непросто, нужно идти от малого, тогда появится уважение к культуре других народов, к своим соседям, к земле, на которой мы живем. И я, как историк, стараюсь приоткрыть забытые сюжеты и создавать на их основе новые произведения. Но прежде, чем взяться за какую-то тему, порой нужно пробежаться по страницам литературных альманахов, чтобы узнать, о чем уже писали люди, которые здесь жили до тебя, какие проблемы их волновали. Изученный материал поможет в дальнейшем найти нужный контекст, привлечь внимание общества к той или иной проблеме, сказать о чем-то знакомом так, чтобы хотелось задуматься, продолжить беседу, самому что-то сделать. В этом, наверное, и заключается талант писателя».
Для того чтобы такой разговор по душам состоялся, автор первым делает шаг навстречу: Павел собрал материал для сборника стихов «Давай с тобой поговорим». Беседа затевается дружеская – поэт в своем сборнике делится душевными переживаниями, взглядом на мир, размышлениями о жизни.
«Главный лейтмотив книги – дорога. Лирический герой мечтает о прекрасном и далеком, уезжает, смотрит на мир и понимает, что все красоты земли не заменят родного дома. В этом пути он взрослеет, восхищается силами и красотой природы, иронически анализирует свои ошибки и успехи. Но неизменно путешествие заканчивается возвращением на родину».
Тема малой родины, родного дома, знакомых с детства улочек и дворов еще будет звучать в стихах и рассказах Павла Павленко. К ней же он намерен обращаться и в своих будущих краеведческих работах.
«Мне нравится объединять, а творчество и есть та иголочка с ниточкой, которая сшивает разные миры, культуры и народы воедино. Когда я читаю свое стихотворение про дом, который остался в моей памяти, эти строки вызывают живой отклик, и людям кажется, что этот дом стоял здесь, на этой земле, им близок его образ, понятен и знаком. Жизнь, оказывается, быстрая штука. И пока вокруг живет много замечательных людей, надо постараться их заметить и рассказать о них. Только так мы сохраним нашу память и расскажем свою историю будущему поколению».