В 1994 году творческий коллектив Сытоминского телевидения приступил к записи видеоинтервью с участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла, спецпереселенцами и старожилами территории Сытоминского сельсовета. Была цель – создать серию документальных фильмов об истории нашего края.
Мы вовремя обратили внимание на старожилов. Благодаря техническим возможностям (видеокамера в начале девяностых была еще дорогим удовольствием) удалось сделать большое нужное дело – записать живые рассказы, которые через два десятилетия стали основным содержанием книги «Времена. Сытоминский сельсовет: антология воспоминаний». Она вышла небольшим тиражом и сегодня очень востребована. Ее можно найти на сайте Сургутской районной централизованной библиотечной системы, а также взять для прочтения в библиотеках района, даже школьных.
Тогда, в девяностых годах прошлого века, было записано более сорока часов интервью, бесед, опрошено более шестидесяти человек. Как оказалось, усилия и время потрачены не зря.
В наше время оборудование для видеосъемки доступно многим, поэтому я очень рекомендую всем записывать своих старших родственников и знакомых на видео. За это вам будут благодарны не только дети, внуки, но и журналисты, краеведы. Таким образом вы сохраните слова, голоса и изображение, облик людей, их жесты и мимику.
Приходя с видеокамерой в гости, я обычно предлагаю хозяину показать его любимое место – кресло, стул или диван. Человек садится, как ему удобней. Именно так он будет чувствовать себя наиболее комфортно. Желательно использовать свет от окна – это самый доступный источник освещения; в темное время суток можно включать комнатные торшеры, светильники, бра. Обратите внимание на фон за спиной собеседника, чтобы из-за его головы в кадре не торчали различные предметы. Необходимо дать интервьюируемому время на переодевание, причесывание, макияж.
Не у каждого имеется штатив для фотоаппарата или видеокамеры. Устанавливать камеру на столе или другой мебели хлопотно и небезопасно для оборудования, можно уронить. Пригодится миништатив: он недорогой, будет полезен для других (домашних, бытовых) съемок, его можно постоянно носить в сумочке с техникой.
В фото- и видеокамерах есть встроенные микрофоны. Их качество бывает очень разное, нужно экспериментировать и проверять, на каком расстоянии лучше разместить технику. Если используете встроенный микрофон, старайтесь не прикасаться к камере: эти шорохи записываются как шум. Выносной микрофон от караоке или другой тоже нужно проверять не только заранее, но и непосредственно перед съемкой – включить запись, поговорить, прослушать в режиме воспроизведения. Для соединения микрофонов с фото- и видеотехникой иногда используются специальные переходники. Чтобы избежать шума при записи, держать в руке микрофон требуется неподвижно. Его можно разместить и на столе – под углом к говорящему и желательно за кадром, например с помощью книг в качестве импровизированной подставки.
Интервьюер располагается справа или слева от камеры, как можно ближе к ней, чтобы взгляд человека был направлен почти на зрителя. Запаситесь заряженными аккумуляторами или подсоедините питание от сети. Отключите свой телефон. Телефон собеседника можно не выключать: так он будет чувствовать себя спокойней. Беседовать с группой людей сложно, лучше по очереди.
Раньше мы экономили видеопленку: ее постоянно не хватало, кассеты стоили дорого. Сейчас проблем с носителями нет, главное, чтобы во время съемки имелась запасная карта памяти – пустая, большого объема. Не спешите закончить разговор. Даже на кассеты мы записывали по два с половиной часа материала. Чаще интервью были короче, а теперь остается только жалеть о недораспрошенном, недослушанном. Но ничего уже не вернуть. Хранить копии файлов по-прежнему лучше всего на новых DVD-дисках: они надежнее флешек или жестких дисков.
Это была техническая часть статьи. В следующий раз я расскажу о своем горьком опыте – многочисленных ошибках начинающего корреспондента.